МХТ Чехова

Сезон 2018/2019

Московский Художественный театр создан в 1898 году К.С. Станиславским и Вл.И. Немировичем-Данченко. В 1919 году МХТ стал академическим (МХАТ).

МХТ Чехова

Московский Художественный театр создан в 1898 году К.С. Станиславским и Вл.И. Немировичем-Данченко. В 1919 году МХТ стал академическим (МХАТ).

МХТ открылся 14 октября 1898 года спектаклем А.К. Толстого «Царь Федор Иоаннович» в здании нынешнего театра «Эрмитаж» на Каретном ряду. С 1902 года театр располагается в здании в Камергерском переулке, полученном в дар от легендарного Саввы Морозова.

Встреча Константина Сергеевича Станиславского и Владимира Ивановича Немировича-Данченко в ресторане «Славянский базар» 19 июня 1897 года считается началом МХТ.

Ядро труппы составляли воспитанники драматического отделения Музыкально-драматического училища Московского филармонического общества, где актёрское мастерство преподавал Вл. И. Немирович-Данченко, и участники спектаклей руководимого К. С. Станиславским Общества любителей искусства и литературы.

Подлинное рождение МХТ связано с драматургией Антона Чехова и Максима Горького. В работе над спектаклями по мотивам произведений данных авторов сформировался новый тип актёра, тонко передающего особенности психологии героя, сложились принципы режиссуры, добивающейся актёрского ансамбля, создания общей атмосферы действия. МХТ — первый в России театр, осуществивший реформу репертуара, создавший собственный круг тем и живший последовательной их разработкой от спектакля к спектаклю.

С 1912 года при МХТ стали создаваться студии для подготовки актёров в принципах мхатовской школы. В 1924 году из этих студий в труппу вошли А.К. Тарасова, М.И. Прудкин, О.Н. Андровская, К.Н. Еланская, А.О. Степанова и другие, которые наряду с вступившими в МХТ Б.Г. Добронравовым, М.М. Тархановым, В.О. Топорковым, М.П. Болдуманом, А.П. Георгиевской, А.П. Кторовым, П.В. Массальским стали выдающимися мастерами сцены. Из студий вышли также молодые режиссёры Н.М. Горчаков, И.Я. Судаков, Б.И. Вершилов.

Сплотив вокруг себя молодых авторов, театр приступил к созданию современного репертуара, куда вошли «Дни Турбиных» М. А. Булгакова, «Бронепоезд 14-69» Вс. Иванова, пьесы В.П. Катаева, Л.М. Леонова.

Яркое воплощение получили постановки классики: «Горячее сердце» А. Н. Островского, «Безумный день, или Женитьба Фигаро» П. Бомарше, «Мёртвые души» по Н. В. Гоголю, «Враги» М. Горького, «Воскресение» и «Анна Каренина» по Л. Н. Толстому, «Тартюф» Мольера, «Три сестры» Чехова, «Школа злословия» Р. Шеридана.

Но, даже несмотря на отдельные удачи, в 60-х годах театр переживал кризисе. В репертуар всё чаще включались пьесы-однодневки, не безболезненно проходила и смена поколений. Положение усугублялось тем, что любая критика официально ставшего государственным театра не допускалась. Желание выйти из кризиса побудило старейших актёров МХАТ пригласить в 1970 в качестве главного режиссёра воспитанника Школы-студии МХАТ О.Н. Ефремова, который все же сумел в 70-х годах вдохнуть новую жизнь в театр.

Им были поставлены «Последние» М. Горького (1971), «Соло для часов с боем» О. Заградника (совместно с А. А. Васильевым, 1973), «Иванов» (1976), «Чайка» (1980), «Дядя Ваня» (1985) Чехова. Одновременно глубоко разрабатывалась и современная тема. Постоянными авторами театра стали А. И. Гельман («Заседание парткома», 1975; «Мы, нижеподписавшиеся», 1979; «Скамейка», 1984, и др.) и М. М. Рощин («Валентин и Валентина», 1972; «Эшелон», 1975; «Перламутровая Зинаида», 1987, и др.), ставились пьесы М. Б. Шатрова, А. Н. Мишарина. В труппу вошли И. М. Смоктуновский, А. А. Калягин, Т. В. Доронина, А. А. Попов, А. В. Мягков, Т. Е. Лаврова, Е. А. Евстигнеев, Е. С. Васильева, О. П. Табаков; в спектаклях работали художники Д. Л. Боровский, В. Я. Левенталь и др. Но постоянно разраставшуюся труппу становилось трудно объединить. Необходимость предоставлять работу актёрам вела к компромиссам и в выборе пьес, и в назначении режиссёров, что приводило в свою очередь к появлению явно проходных работ. В 80-х гг. был поставлен ряд значительных спектаклей крупными режиссёрами — А. В. Эфросом, Л. А. Додиным, М. Г. Розовским и другими, но общей творческой программы в театре не было.

Разлад в театре ожидаемо привёл к конфликту. В 1987 году коллектив разделился на две самостоятельные труппы: под художественным руководством Ефремова и Дорониной. С 1989 года МХТ разбился на 2 театра – Московский Художественный академический театр имени А.П. Чехова под руководством Олега Ефремова и Московский Художественный академический театр имени М. Горького под руководством Татьяны Дорониной.

После смерти Олега Ефремова в 2000 года художественным руководителем МХАТ имени А.П. Чехова стал Олег Табаков, взявший курс на обновление репертуара. Ставки были сделаны как на классические произведения мировой драматургии («Гамлет», «Вишневый сад», «Господа Головлевы», «Белая гвардия», «Король Лир», «Тартюф»), так и на современную отечественную и зарубежную драматургию. В труппу вошли О. Яковлева, А. Леонтьев, А. Покровская, В. Хлевинский, В. Краснов, М. Голуб, С. Сосновский, К. Хабенский, М. Пореченков, А. Белый, М. Трухин и другие. К созданию спектаклей привлекаются лучшие силы современной режиссуры — А. Шапиро, С. Женовач, К. Серебренников, К. Богомолов, Ю. Бутусов, М. Брусникина, Е. Писарев, В. Рыжаков, М. Карбаускис.

В 2001 году была открыта третья — Новая — сцена театра специально для экспериментальных постановок.

В 2004 году театр вернулся к первоначальному названию — Московский Художественный театр (МХТ), исключив из наименования слово Академический.

Ленком
Сезон 2018/2019
Ленком
Цирк на Цветном бульваре
Афиша на 2018 год
Цирк на Цветном бульваре
Диана Арбенина и Ночные снайперы
4 ноября
Диана Арбенина и Ночные снайперы
Финал Высшей Лиги КВН
15 декабря
Финал Высшей Лиги КВН
Twenty One Pilots
2 февраля
Twenty One Pilots